Вот ещё одному не вернуться домой из похода
Памяти Петра Мамонова посвящается...
Сначала расскажу о моём личном с ним знакомстве. Это произошло давно, уже после "Звуков МУ", в небольшом, но очень известном питерском кафе.
Я была там с друзьями и не ожидала, что на сцене будет выступать Пётр Мамонов. До этого я совсем не была его поклонницей, но знала по шикарному фильму "Такси-блюз", который до сих пор смотрится на одном дыхании.
Очень трудно писать о его выступлении, потому что хочется подобрать эпитеты, а их нет, разве только слово "неожиданно" вертится на языке.
Это было неожиданно, даже не песни, а маленькие спектакли.
Мамонов понимал свою неординарность и потому пел: - Я такой дядечка особенный...
И танцевал. Ни до ни после я не видела ничего подобного. Можно было спорить о качестве песенного материала, о его вокальных и танцевальных данных, но одно скажу вам точно: - оторваться от него, пока он был на сцене - было невозможно. Это такой необъяснимый и волшебный контакт зрителя и артиста, который поймёт, пожалуй, только тот, кто сам это видел.
Знаете про хилеров, которые работают с телом без инструмента? Вот так и Мамонов работал с нашими душами и сердцами. Именно эту фантастическую энергетику я и помню до сих пор.
А потом, много лет спустя, среди ночи позвонил брат и просто требовал, чтобы сразу с утра я шла и смотрела фильм "Остров". И я посмотрела и так же плакала, как многие. И как многие понимала: несмотря на постановку знаменитого режиссёра и наличие хороших актёров, фильм "Остров" - такой же моно-спектакль Петра Мамонова.
После этого фильма его узнали многие, а не только поклонники андеграундной музыки.
К сожалею, многие провели ассоциацию между Мамоновым и его героем. И поползли по интернету всякие "якобы его" проповедческие цитаты, а он никогда не был проповедником, точно так же, как и праведником не был.
Конечно, с возрастом Пётр очень сильно ушёл в веру, но точно не из-за такого сильного греха, который был у монаха отшельника в фильме "Остров".
Но, по жизни он, действительно, был очень мудрый
В тот день, когда он ушёл, много людей высказались о нём, я же послушала Артемия Троицкого, который знал Мамонова более пятидесяти лет, ещё с того периода, когда Пётр только пробовал себя в написании статей и поэзии.
Уже позже проявились его музыкальные способности и невероятная пластичность, которая позволяла ему танцевать так, как никто. Настолько самобытный и настолько необыкновенный, что Троицкий называет его "Пиросмани от рок-н-ролла", экстремалом московского андеграунда.
Пётр Мамонов очень наш, очень русский, представить такого скомороха и даже юродивого другой национальности просто невозможно. Во все века это были те люди, которые, не смущаясь, выражали себя и при этом говорили то, что другие боялись сказать. При этом он очень современный.
Никак я не могла уговорить себя посмотреть фильм "Царь". Всё думалось: - Где Мамонов и где Грозный? Да ещё и играть в дуэте с гениальным Янковским.
И, представляете, вот только неделю назад посмотрела это кино. И увидела другого Мамонова, увидела актёра, который создал очень правдоподобный характер и не ударил "в грязь лицом" рядом со знаменитым артистом.
Он прожил всего 70 лет, но зато какой яркой и насыщенной жизни. Мамонов всё время искал истину, искал - как правильно и как верно поступить. И я грущу по нему.
Нам остается только делать добро, как он всегда и просил.
Комментарии