Сложно вспомнить год, в котором в нашей жизни появились интернет-магазины, причём, сначала исключительно иностранные. Помню, как с подругами заказывали из Америки украшения и купальники. Купальник себе купила, на минуточку, Victoria's Secret, по скидке всего за 20 долларов, в то время, как в наших магазинах такой же стоил 150 долларов. И он до сих пор жив, лет 10 ему, не меньше.
Потом пришли китайские магазины, вот тут у меня уже поменьше опыта, так и не научилась толком выбирать товар из миллиона других, хотя даже в этом моём блоге есть видео про очки, массажёр и сумочку, которые купила в самом большом китайском маркетплейсе.
Ну, а потом, расцвели и российские торговые сети онлайн-продаж, по интернету можно купить всё. Но, одно дело, когда ты покупаешь конкретно в каком-то магазине, где ограниченный набор товаров только одной компании. И совсем другое дело маркетплейс, где от изобилия выбора сносит крышу.
Покупки на маркетплейсах стали частью нашей повседневной жизни и неудивительно, что многие люди полюбили этот способ шопинга.
Почему же некоторые люди страдают от зависимости, покупая даже то, что им не нужно?
Одной из главных причин привлекательности маркетплейсов является их удобство. На маркетплейсах можно найти все, что нужно, в одном месте, не выходя из дома. Это экономит время и усилия, что особенно важно для занятых людей. Я вот намедни собрала подарок для подруги, 6 разных товаров с разных магазинов, которые составили единый комплект, - это сколько бы времени мне пришлось побегать по магазинам? Кроме того, на маркетплейсах можно сравнить цены и выбрать лучшее предложение, что позволяет сэкономить деньги.
Другой причиной популярности маркетплейсов является их разнообразие товаров. Здесь можно найти все, что угодно: от косметики и одежды до электроники и автомобилей. Маркетплейсы также предлагают доступ к товару, которого может не быть в местных магазинах.
Однако, для некоторых людей, покупки на маркетплейсах могут стать привычкой, а затем и зависимостью. Они могут чувствовать удовлетворение от покупок и использовать их как способ убежать от стресса или проблем. Эта зависимость может привести к финансовым проблемам и чувству вины за покупки, которые не нужны.
Кроме того, маркетплейсы используют множество методов маркетинга и психологических трюков, чтобы убедить людей купить больше товаров, чем им действительно нужно. Например, ограниченные предложения и скидки могут заставить людей чувствовать себя обязанными купить товары, которые они не планировали.
Моя подруга часто просит меня получить за неё заказ, так как пункт выдачи находится в моём доме. И я рада всегда сделать это для неё, потому что она потом заглянет ко мне в гости на рюмку чая и поболтать. Но я всегда удивляюсь её заказам, тем более, что она считает себя очень экономной. На мой взгляд, это всё какие-то вещи, без которых большинство людей прекрасно обходятся. Конечно, я не говорю об этом подруге, это её деньги, она много работает и ей некогда ходить по магазинам.... только зачем ей весь этот мусор?
А тут ещё одноклассница пожаловалась, что подруга сына, с которой тот живёт, по 2-3 раза в неделю получает какие-то заказы, её продавцы всех ближайших пунктов выдачи знают. При этом хорошая девочка, хозяйственная, но в доме уже складывать негде все безделушки.
Так что это - удобство или зависимость?
Несомненно, маркетплейсы, да ещё с доставкой и с возможностью отказаться от товара - это очень удобно. Насчёт выгоды можно поспорить.
Во-первых, нужно уметь в интернет-магазине выбрать компанию, которая продаёт конкретный товар максимально дёшево.
Во-вторых, очень часто, некоторые товары всё же дешевле в магазине. На днях получала для подруги упаковку киселя для похудения и в тот же день увидела его в ближайшем магазине, где он по скидке стоил на 20% дешевле. Или вот краска для волос, которой пользуюсь, искала в маркетплейсах и везде она от 200 руб., а в магазине у дома купила по скидке по 145 руб. за упаковку. И, кстати, все безумные скидки в маркетплейсах не настоящие и пишутся совершенно "от балды". Сама как-то помогала писать тексты для цифровых товаров в известном маркетплейсе, так что знаю не по наслышке.
Я бы, наверное, не писала эту статью, если бы не стала замечать за собой, что постоянно что-то там ищу и испытываю желание заказать. Ещё и расплачиваешься там как-то незаметно, деньги не достаёшь из кошелька, а в момент заказа их и вовсе никто не спрашивает.
А как у вас обстоят дела с такими онлайн магазинами? Ни у кого не замечали зависимости?
Пишите в комментариях и делитесь этой историей в соц. сетях:
Комментарии